dok_sed (dok_sed) wrote,
dok_sed
dok_sed

Category:

Веселья час и час разлуки...

Есть ли в России человек, которому неизвестны мелодия и слова этого романса?
Романс "Дружба" - так он именуется. А знаете-ли Вы автора столь полюбившегося романса?
Кому только не приписывается авторство: и Вадиму Козину, и Леониду Утёсову,и некому В.Сидорову, и,даже, Ирине Богушевской.
А между тем, автор известен. Имя его Павел Александрович Русаков, более известный как Поль Марсель.
Вот что пишет о нём в своей книге "История одного лагеря" В.Бердинских.

ЗАГАДОЧНЫЙ ПОЛЬ МАРСЕЛЬ

В марте 1951 года по делам службы мне пришлось побывать в столице
Вятлага - поселке Лесном Кайского (ныне Верхнекамского) района. Когда
со всеми делами было покончено, знакомый работник политотдела Управле-
ния лагеря Лисакович предложил сходить в Дом культуры, где в это время
давала концерт для сотрудников Учреждения культбригада заключенных.
- У нас тут можно увидеть и услышать не только заслуженных, но и
народных артистов, композиторов и исполнителей высокого класса, - с
гордостью похвастался Лисакович. Он же провел меня в зрительный зал.
Концерт уже начался. На нас зашикали. Я счел за благо скорей сесть на
свободное место.
В это время на сцену размеренными шагами вышел мужчина лет трид-
цати пяти в черном фраке, белой рубашке или манишке, черный галстук
бабочкой украшал его грудь. Каштановые волосы ежиком. Он, чуть накло-
нив туловище к залу, произнес:
- Уважаемые зрители, я вам спою романс "Дружба", который написал
композитор Русаков Павел Александрович, в конце тридцатых годов руко-
водитель нашей культбригады, мой незабвенный друг и учитель - Поль
Марсель. Итак, романс "Дружба" на слова Алексеева.
Трепетные пальцы пианиста бойко пробежали по клавишам инструмен-
та, и зал заполнила чарующая мелодия, а "ежик во фраке" запел так, что
его чистый приятный голос проник во все уголки зала и выплеснулся на
улицу:
Я встретил вас с улыбкой тайной,
Безмерно рад увидеть вновь,
Пусть наша встреча была случайной,
Но не случайно вспыхнула любовь.
Веселья час и час разлуки
Готов делить с тобой всегда.
Давай пожмем друг другу руки,
И в дальний путь на долгие года...
Артист спел еще несколько песен Русакова на слова коллег-заклю-
ченных, но они как-то прошли мимо, не затронули души, не запомнились
ни слова, ни мелодия. Романс "Дружба" настолько врезался в мою память,
что я невольно на досуге начинал напевать:
Когда простым и нежным взором
Ласкаешь ты меня, мой друг,
Необычайным цветным узором
Земля и небо вспыхивают вдруг.
Веселья час и час разлуки...
Еще запомнились слова: "Поль Марсель" - сочинитель музыки. Что
это - имя, отчество или фамилия, а может быть, псевдоним композитора?
Мне захотелось приобрести пластинку с прекрасным романсом, но он,
как и автор, был под запретом. Спустя несколько лет совершенно случай-
но я увидел на прилавке магазина пластинку с полюбившимся романсом.
Мелодия и слова были те же, но на пластинке значилось, что музыка ка-
кого-то В.Сидорова.
Кто же на самом деле сочинил музыку к романсу "Дружба"?
Для меня это было тайной за семью печатями многие годы. И вот 26
мая 1993 года в "Российской газете" появилась статья "Возвращенная
"Дружба". Ее автор поэт Алексеев подтвердил, что музыку к упомянутому
романсу написал композитор Павел Александрович Русаков, что его псев-
доним Поль Марсель, а стихи сочинил он, Алексеев. В статье упоминает-
ся, что Русаков был судим и отбывал меру наказания неподалеку от ра-
йонного центра села Кай Кировской области, где якобы затерялись его
следы. Значит, Русаков находился в Вятлаге? Но какова его дальнейшая
судьба? Неужели Русаков стал одной из жертв Вятлага?
По многочисленным моим запросам и ответам на них в Учреждение
К-231, соответствующие органы Москвы, Казахстана, Ленинграда удалось
установить, что Русаков Поль Марсель (Павел Александрович), 1908 года
рождения, украинец, уроженец города Марселя (Франция), проживал в го-
роде Ленинграде, за принадлежность к антисоветской организации по пос-
тановлению тройки УНКВД Лениградской области от 20 ноября 1937 года
заключен в исправительно-трудовой лагерь сроком на 10 лет. Отбывал на-
казание в Вятлаге. Как талантливому музыканту и незаурядному организа-
тору политотделом лагеря ему было поручено возглавить центральную
культбригаду заключенных, которая давала концерты как для осужденных,
так и для сотрудников охраны лагеря. Находясь в заключении, руководя
культбригадой, Русаков имел некоторые поблажки от руководства, получал
зарплату и мог материально поддерживать семью, свободное же время ис-
пользовал на творчество. В лагере он пытается закончить ораторию
"Стенька Разин" на слова В.Каменского, которую он начал еще на воле,
пишет ряд песен и романсов, маршей и других произведений. Часть из на-
писанного исполнялась артистами культбригады, некоторые произведения
композитор передавал на волю через свою жену, приезжавшую на свидания.
С началом Великой Отечественной войны стране понадобился лес.
Всех заключенных, кто мало-мальски был способен трудиться физически,
направили на лесоповал. Перевели на дальний лагпункт, вручили топор да
лучковую пилу и Русакову, чтобы валить кайские леса. После тяжелой,
изнурительной работы было не до творчества, не до песен, если учесть
при этом еще скудный военный паек заключенного.
Поль Марсель не пропал в вятском лагере, как это утверждается в
упомянутой статье "Российской газеты". От звонка до звонка он "оття-
нул" срок заключения - 10 лет.
В январе 1947 года ворота зоны открылись перед Русаковым на волю.
Но свобода оказалась иллюзорной: композитор был направлен на вечное
поселение в Казахстан, в город Джамбул. И вот ответ из соответствующих
органов Казахстана: дела Русакова в архивах нет, сведений о нем не
имеется.
Если акын Джамбул поднялся из народа, чтобы своим творчеством ос-
ветить казахские степи, то композитор Поль Марсель Русаков, сосланный
туда, затерялся в них, канул в вечность, и лишь его чудесный романс
будет жить.
П.ОЖЕГИН.
("Вести",1994,14 октября).
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments